Опубликовано Оставить комментарий

Программа дополнительного образования «Формирование у старших дошкольников навыков сотрудничества с сверстниками посредством дидактических игр»

Программа апробировалась в МДОУ «Урда-Агинский детский сад «Теремок» в старшей группе. Срок — 3 месяца.

Установки в процессе работы по формированию у старших дошкольников навыков сотрудничества со сверстниками посредством дидактических игр::

  • поощряли свободу выбора, свободное выражение детьми своих чувств, выслушивали все инициативы детей;
  • слушали, стимулировали высказывания детей об опыте взаимодействия с партнерами, отклики на инициативу других детей, их оценки общего результата, инициативные предложения в процессе настольной игры, планирования совместных действий;
  • позволяли выражать свои чувства, высказывать свое мнение о взаимоотношениях детей в совместной деятельности, одобряли группу (действия, слова по достижению общего результата, отношения между участниками).

Условия использования дидактических игр для формирования у  старших дошкольников навыков сотрудничества со сверстниками:

  • проявление детьми в игре командной работы, умение детей при необходимости объяснить правила игры.
  • использование игрового материала должно отвечать возрастным особенностям старших дошкольников.
  • появление навыков игрового сотрудничества, поскольку взаимодействие со сверстником в старшем дошкольном возрасте выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель.

Цель программы: формирование у старших дошкольников навыков сотрудничества со сверстниками посредством дидактических игр.

Задачи:

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость;
  2. Формировать отношение широкой дружбы;
  3. Освоить разные формы сотрудничества;

Данная программа состоит из трех этапов:

  • этап: необходимо сосредоточить внимание на обогащение представлений старших дошкольников о сверстнике как о партнере по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, подержание желания и интереса в сотрудничестве с ними.
  • этап: формирование отношений дружбы — общее, доброжелательное, заинтересованное отношение к друг другу.
  • этап: Освоение разных форм сотрудничества:
  • формирование навыков сотрудничества в паре- тройке- четверке- команде в рамках освоения дидактической игры.
  • постепенное усложнение правил взаимодействия и ослабление педагогической помощи;
  • инициирование самостоятельных игровых действий со сверстниками;
  • автоматизированное соблюдение детьми норм сотрудничества (не мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу.)
Месяц Нед. Содержание работы УПУД
Сентябрь I — Беседа «Что такое дружба»

 

— Игровая ситуация «Дружба и братство дороже богатства»

— ООД «Наши эмоции» в форме КВН

— продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

— формирование опыта социального взаимодействия

 

— закрепить умение детей различать и называть эмоциональные состояния

 

II — Игра «Рычи, лев рычи»

— Игра «Паровозик с именем»

— ООД «Радость»

— научить различать эмоциональное состояние (радость, печаль, удивление и т.д.)

 

— развитие эмоциональной сферы —

 

III — Игра «Хочухалки»

 

— ООД «Путешествие в волшебный лес»

— тренировать умение владеть своими чувствами

— научить различать эмоциональное состояние (пиктограмм)

IV — Упражнение «Собери эмоцию»

— ООД-рисование «Дом веселых людей», «Поезд эмоций»

— учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию (пиктограмма);

 

Октябрь I — Игра лото «Мир эмоций»

— Игра «Угадайка»

— Игра «Найди братца»

— оформление альбома «Рецепты дружбы и хорошего настроения»

— советы родителям

— научить  различать эмоции
II — «Правила  дружных ребят»

— х/лит. «Три поросенка»

— ООД «Дом дружбы»

— формируем отношение дружбы – общие, доброжелательные, заинтересованное отношение детей друг к другу в группе.
III — х/лит. «Бременские музыканты»

— ООД «Дружба и доброта»

— фильм про дружбу «Чудо» (2017г.)

IV — практические ситуации «Для себя и для других», «Помогаем друзья», «День рождения», «Дежурные» — научится согласовывать свои действия с действиями сверстников
Ноябрь I Д/и  «Собери открытку»;

Д/и «Повтори, дополни, отличись!»;

Д/и «Рукавичка»;

Д/и «Будь внимателен».

развития  умения выполнять общие задания вдвоем, работать в паре дружно, без конфликтов, согласовывать свои точки зрения, находить общие решения, один ответ на двоих, согласовывать действия друг друга, обращаться друг другу за помощью
II ООД «Светофор»

— «Успокаивающий массаж»

— Пальчиковые гимнастики

—  закрепить через практическую деятельность знания детей о средстве регулирования дорожного движения — светофоре.

— поддерживает положительное настроение детей, помогает  им преодолевать негативное эмоциональное состояние, обращая внимание на необходимость сдерживания отрицательных чувств, необходимость причинения вреда людям и животным

III — Д/и «Уно»

— Д/и «Крокодил»

— Д/и «Активити»

— Д/и «Ассоциации»

— Н/и «Настольный футбол»

— самостоятельно проанализировать  содержание совместной деятельности; — определить собственную функционально-ролевую позицию,

— соотнести ее с позицией партнера;

— объединится со сверстниками и договориться о совместном выполнении задания;

— самостоятельно, последовательно реализовать цель совместной деятельности в паре,

— осуществлять планирование для достижения общего результата, применяя выбранную модель сотрудничества.

IV — Д/и «Лото»

— Д/и «Башня»

— Д/и «Дженга»

— Д/и «Цветная вихря»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *